пятница, 15 мая 2009 г.

Взаимодействие семьи и школы

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Зачастую у меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей, чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать каждую нашу встречу необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем дышат наши дети и получить такой же бесценный опыт от родителей. И хочется отметить, что родители с интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать родительских собраний и почаще встречаться в неформальной обстановке.
А как вы решаете эту проблему?

38 комментариев:

  1. В этом году мы реализовали в школе проект "Дом счастья". В нем были задействаваны педагоги и учащиеся с родителями.Не буду описывать технологию реализации проекта, скажу только, что мы "убили нескольких зайцев". Сумели вовлечь в активную деятельность родителей, детей;
    повысили авторитет родителей в глазах детей, апробировали в работе новые формы. И в результате увеличилось количество положительных отзывов о воспитательной работе в школе.
    А использование ИКТ на общешкольных родительских собраниях привело почти к 90% явке родителей

    ОтветитьУдалить
  2. Я считаю, что только тот педагог, который в воспитании придерживается принципа "учитель+ученик+семья" может рассчитывать на положительный результат. В нашем классе уже пятый год действует семейный клуб "Ладушки". Все мероприятия готовим вместе,проблемы решаем сообща, как одна большая дружная семья. Родители моих учеников частые гости в школе. Что бы я без помощи родителей делала?

    ОтветитьУдалить
  3. Семья и школа - это звенья одной цепочки, воспитание ребенка начинается в семье ,продолжается в школе.В 5 классе ,где я являюсь классным руководителем работает семейный клуб "ЛУЧИКИ", совместная работа сближает школу,семью и ребенка.Здоровая семья-хорошее воспитание ребенка в ней-успех ребенка в школе!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
    Я хочу рассказать о наиболее распространенных формах взаимодействия педагогов и родителей в нашей школе.
    Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их совместную исследовательскую деятельность. Основной кирпичик основы сотрудничества закладывается в классных коллективах. В практике нашей школы родители всегда рядом с детьми. Мы проводим очень много совместных праздников, соревнований и концертов, главными участниками которых становятся непосредственно родители. Это праздник 23 февраля, где в спортивном мастерстве соревнуются папы и мальчики; день 8 марта, где мамы вместе со своими детьми готовят и показывают номер художественной самодеятельности; семейные посиделки, на которых старшие члены семьи делятся своими знаниями, умениями, мастерством. Многие родители принимают участие в мероприятиях, которые проводятся в школе. Часто родители перевоплощаются в режиссеров и артистов. Это, можно сказать, наши творческие ресурсы.
    Конечно, такие праздники не обходятся без чаепития за круглым столом, где продолжается интересная беседа. Большую помощь родители оказывают при проведении таких праздников, как новый год, 9 мая, первый и последний звонок, выпускной вечер. Именно им приходится приложить много усилий, чтобы помочь с изготовлением костюмов, реквизита, организации и проведения самого праздника. Мы уверены, что уровень эмоционального развития ребенка для его будущей взрослой жизни важен не меньше, чем уровень его интеллектуального развития.
    Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
    Лопасова Марина Ивановна МОУ-СОШ
    с. Карпенка Краснокутского района

    ОтветитьУдалить
  5. Чтобы наладить работу с семьей и добиться 100% посещения родительского собрания,я считаю для этого нужно сначала отказаться от традиционных форм проведения родительских собраний: 1.доклады, 2.наболевшие вопросы. К такой форме проведения собрания родители давно потеряли интерес. Тематику родительского собрания нужно подбирать в согласовании с самими родителями, но с учетом наболевших вопросов класса, и ответственными за проведение ставить самих родителей.Формы проведения собраний должны быть разнообразными: тестирование, разбор ситуаций (проблемы), викторины совместно с детьми, различные экскурсии. На таких собраниях каждый родитель вносит свою точку зрения, свой личностный смысл. Между ними идет обмен информации , мнениями. Ответственными за проведение собрания желательно ставить членов родительского комитета. Родители на таких собраниях активны, потому что разговор идет от самих родителей. Они контактируют намного активнее, чем на обычном собрании. Так же, чтобы наладить работу с семьей, я считаю нужно проводить совместные мероприятия родителей с детьми. Особенно плодотворными становятся мероприятия, на которых присутствуют отцы. Полезными я так же считаю совместные поездки и экскурсии, на которых родители видят своих детей немножечко с другой стороны: их поведение, речь, диалог между сверстниками и то, как они общаются в окружении малознакомых людей.Мы знаем , что в школе ребенок один, дома другой, а на улице третий. А какой он, когда все это собрать вместе? Очень важно, чтобы каждому родителю и ребенку нашлось место для проявления своих способностей.Считаю необходимым проводить работу в таком плане, потому что это помогает не только узнавать физическое, психологическое и социальное состояние своих семей, но и самим семьям повышать уровень этих состояний внутри семьи.
    Еловенко Наталья Ивановна МОУ - СОШ с.Карпенка Краснокутского района

    ОтветитьУдалить
  6. Вопитатель ГПД помогает взрослым членам семьи как можно эффективнее выполнять из обязанностипо отношению к своим детям, приобщая родителей к современныи педагогическим и психологическим знаниям, раскрывая суть педагогических умений и навыков. Тесные контакты с родителями, учёт их индивидуальных особенностей способствует более глубокому проникновению в интересы воспитанников, их духовный мир, постежение их умственных и физических воможностей. Всё это позволяет открыть неиспользованные ранее резервы и поставить их на службу делу воспитания. Быт и отношения между членами семьи, счемейные традиции, отношения с другими семьями становятся предметом изучения воспитателя группы в том случае, если он хочет быть истинным другом каждой семьи, понимающим заботы взрослых её членов и готовый прийти на помощь по первому зову.
    Форм установления прочных связей с родителями достаточно много. Среди наиболее популярных и традиционных я выделяю это индивидуальные и групповые беседы, периодические встречи для взаимного информирования, родительские собрания и т.д. Сейчас воспитатель значительно чаще встречается с родителями по различным поводам: кому-то нездоровится, кого-то из ребят хотят раньше забрать домой, кто-то вызывает повышенное беспокойство у домашних, за кого-то не внесли деньги за питание – мало ли возникает каждый день причин, требующих встреч с родителями. Я в курсе всего что происходит в семье, это накладывает на меня особую ответственность сохранять семейные тайны. Для этого нужно заслужить доверие родителей и не предавать гласности то, что должно быть скрыто от окружающих. Для ребёнка школа и семья – это две ноги, и если одна из них захромала, то равновесие теряется. Только вместе, только согласованно, только помогая друг другу – это один из секретов педагогики . Только при индивидуальном общении есть возможность поговорить по душам, посоветоваться, поискать правильные решения и пути влияния на ребёнка.
    Конакова Татьяна Сергеевна - МОУ СОШ №2 г. Красный Кут Саратовской области

    ОтветитьУдалить
  7. Сотрудничество школы и семьи является одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива гимназии-интерната №5 ОАО « РЖД». На педагогическом совете «Формы методы взаимодействия семьи и школы в современных условиях» говорилось о том, что обе стороны (семья и школа ) должны быть заинтересованы в изучении ребенка, развитии и раскрытии в нём лучших качеств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, без которых невозможно создать условия для формирования у ребёнка необходимых качеств и свойств для его самоопределения и самореализации. Дело в том, что наше образовательное учреждение работает в режиме полного дня, и главной особенностью гимназии-интерната №5 является то, что все учащиеся находятся в школе в течение всего рабочего дня, воспитанники проживают в течение рабочей недели в общежитии. А это значит, что организованы учебный процесс, самоподготовка домашних заданий под руководством воспитателей, занятия в 20 кружках, клубах и секциях по различным направлениям, пятиразовое питание, проживание в общежитие около 50%учащихся в течение учебной недели. Такая специфика нашей школы требует от всего педагогического коллектива большой отдачи, ответственности, высокого уровня профессионализма. Мы стараемся найти общий язык с каждым родителем, прекрасно понимая, что только общими усилиями родители и педагоги могут дать возможность каждому ребёнку стать настоящим человеком. В своей практике современной работы с семьей наш педагогический коллектив использует различные формы.
    Кравцова Лина Евгеньевна зам. директора по ВР гимназии-интерната №5 ОАО "РЖД" г.Красный Кут

    ОтветитьУдалить
  8. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. В мою задачу педагога-организатора входит создание условий для творческого развития детей, защиты их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся, я придерживаюсь мнения, что педагог «должен стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы».
    Основной контингент учащихся негосударственной общеобразовательной гимназии-интерната №5 ОАО «РЖД» формируется из числа детей работников ОАО «РЖД». Многие семьи проживают на линейных станциях, разъездах, родители имеют разъездной характер работы, дети всю учебную неделю проживают в общежитии гимназии-интерната. Специфика роли нашего образовательного учреждения в окружающем социальном пространстве заключается в том, что для небольших линейных станций и разъездов гимназия становится центром социально-культурной жизни. Учитывая те обстоятельства, что родители по роду своей деятельности не могут ежедневно видеться с детьми, педагоги установили тесный контакт с каждым родителем, используя личные встречи, индивидуальные беседы, организуя консультации со специалистами, активно привлекая мобильную связь.
    Для укрепления семьи, уважения к профессии родителей и продолжения династий железнодорожников в нашей школе много внимания уделяется профориентационной работе:
    -социально-значимые проекты на гимназической научно-практической конференции «Сделай шаг»;
    -конкурс «Зову в профессию»;
    -встречи с династиями железнодорожников, ветеранами РЖД, преподавателями, студентами ж/д транспорта
    -экскурсии на место работы родителей.
    Несколько лет подряд гимназисты выезжают на линейные станции с концертами для работников ж/д . Среди зрителей большинство родителей наших учащихся.
    Уже шесть лет в нашей гимназии существуют семейный клуб «Подсолнух», целью которого является распространение положительного опыта семейного воспитания.
    В системе мероприятий «Педагог – ученик-родитель» традиционным является вечер семейного творчества «Вдохновение», на котором представлены различные виды совместного творчества взрослых и детей:
    -вокальное исполнение;
    -хореографическое мастерство;
    -декоративно-прикладное творчество;
    -художественное творчество;
    -коллекции вязанных и швейных изделий.
    Тимофеева Елена Владимировна педагог-организатор гимназии-интерната №5 ОАО "РЖД" г.Красный Кут.

    ОтветитьУдалить
  9. Главными воспитателями своих детей, конечно же, являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Но, как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовывать семейное воспитание».
    И современным родителям также необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышения уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи по педагогическому просвещению семьи в моей работе является родительское собрание.
    Формы проводимых мной собраний – нетрадиционные. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний в нашей школе повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку (многие стали посещать собрания семьями), активизирует родителей на решение проблем воспитания.
    В основном подготовку к родительскому собранию делю на этапы:
    1. анкетирование родителей по теме собрания (анкеты заполняются дома, до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения)
    2. приглашение каждой семье (раздаются за неделю до собрания)
    3. изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания (содержание краткое, текст крупный)
    4. подготовка выставок по теме собрания
    5. подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов, психологов по теме собрания
    6. проведение заседания родительского комитета до собрания
    7. распределение обязанностей по подготовке собрания
    Родительские собрания провожу по следующим этапам:
    I. вступление (короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора)
    II. дискуссия (важно, не затягивать беседу, не рассматривать большое количество вопросов и ситуаций, не просить обязательно всех присутствующих высказывать своё мнение по вопросу. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии)
    III. работа с памятками (родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить в них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты, после этого проводится обсуждение, во время которого родители высказывают своё мнение и раскрывают свой опыт перед другими)
    IV. характеристика детей «Ваши дети – наше мнение» (каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребёнке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы, но на этапе лучше использовать тетради доверия для родителей, где даны результаты тестирования, наблюдения классного руководителя, психолога, учителей – предметников, выводы, рекомендации)
    V. ОКНО – очень короткие новости (знакомлю родителей с новыми данными науки по вопросам воспитания детей.
    Обратная связь:
    Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям предлагаю анкету.
    Считаю свой опыт положительным в вопросах взаимодействия семьи и образовательного учреждения, потому как, являясь воспитателем ГПД, особо часто применяю форму работы по педагогическому просвещению семьи – родительское собрание. Именно эта форма даёт возможность общения с родителями как с полноправными участниками учебного процесса, которые, кстати, благодаря этим же собраниям, имеют высокий уровень педагогической культуры и являются важной направляющей силой в воспитании своих детей.
    Иванова Л.Ю. - воспитатель ГПД МОУ СОШ №2 Красный Кут Саратовской обл

    ОтветитьУдалить
  10. В нашем образовательном учреждении проблемами взаимодействия с семьей занимается в соответствии со своими должностными обязанностями весь педагогический коллектив. В задачу работы школы, входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания обучающихся и многое другое.

    На основании нормативных правовых документов наш педагогический коллектив стремить к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего с семьей. Актуальным оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах ребенка.

    Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей:

    •Составление характеристик семей обучающихся.
    •Организация диагностической работы по изучению семей.
    •Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
    •Организация психолого – педагогического просвещения родителей.
    •Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
    •Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
    •Внедрение и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
    •Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
    •Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
    •Использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с детьми творчество, социально – значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
    •Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно – воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований; объединений родителей по семейным проблемам.
    •Активное включение в работу с семьей педагога – психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов, библиотекаря, воспитателей.
    •Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта , коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни. Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, уголок семейных традиций).
    •Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
    В нашей школе в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотрудничества, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

    Так в нашей школе взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

    •Приобщение родителей к педагогическому процессу.
    •Неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении.
    •Информационно – педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомится со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой.
    •Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка.
    •Проявление понимания, терпимости в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
    •Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
    Матвеев Алексей Алексеевич - заместитель директора по ВР МОУ СОШ №2 г.Красный Кут Саратовской обл

    ОтветитьУдалить
  11. Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей.
    Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над решением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу.
    Педагоги хорошо знают закономерности развития ребенка школьного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи родителям в овладении основами педагогических знаний. Для этого используется все многообразие существующих форм работы с родителями: народные университеты, школы молодых родителей, беседы, консультации, семинары – практикумы и т.д. Все эти формы применяем в зависимости от контингента родителей и учащихся, от ситуации, от времени проведения встречи с родителями. Но наши родители являются активными участниками воспитательного процесса, тесно взаимодействуют с педагогами школы.
    Гайдукова Наталья Ивановна, старшая вожатая МОУ-СОШ с. Карпенка Краснокутского района Саратовской области

    ОтветитьУдалить
  12. В 2005 году набирая в группу продленного дня ребят и вместе с ними родителей, решила кардинально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения с родителями. В течение четырёх лет совместной работы с родителями, с детьми помимо традиционных форм общения проведены следующие, на мой взгляд новые формы общения с родителями и их детьми – будущими родителями:индивидуальные собеседования, пресс – конференция с родителями, родительские собрания, проводимые детьми, семейные мероприятия для учащихся класса. Практика четырёх лет работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
    Еременко Людмила Владимировна, воспитатель в ГПД, МОУ-СОШ с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области

    ОтветитьУдалить
  13. Извечная тема: взаимодействие семьи и школы. В работе с родителями пытаемся использовать различные формы, но, к сожалению, многие родители неохотно идут на контакт со школой. На собрания приходят, в основном, родитли успевающих учеников, хотя "неуспевающих" родителей никогда публично не укоряют и не воспитывают. Темы родительских собраний подбираются интересные, актуальные для нашей школы. Предлагаются какие-то темы для обсуждения, выставки творческих работ детей, показ лучших научных проектов учащихся и т.д. Активность родителей очень сильно стимулируют совместные мероприятия, в которых они принимают участие со своими детьми, а также учителя. Приведу лишь несколько примеров:
    - Спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья".
    - КВН "А у нас сегодня дома..."
    - Художественно-музыкальная композиция "Дом счастья".
    - Совместные поездки по культурным и историческим местам нашего края.
    - Совместные туристические походы и т.п.
    Конечно нельзя забывать и об индивидуальном подходе, который учитывает возможности семьи в воспитательном процессе. Так мы проводим индивидуальные беседы с родителями, консультативные часы, приглашаем посещать занятия и внеклассные мероприятия для того, чтобы привлечь их к коллективному сотрудничеству. При проведении творческих отчетов, дней открытых дверей, праздников творчества родители помогают в оформлении помещений, подготовке призов, оценке результатов.
    Классные руководители вместе с родителями формируют творческое портфолио ребенка (творческие работы, грамоты, дипломы, фотографии). Самое главное, на мой взгляд, необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща.
    Вагазова Римма Фаритовна МОУ СОШ с. Первомайское Краснокутского района, Саратовской обл.

    ОтветитьУдалить
  14. Я хочу согласиться с коллегами, что одной из важных проблем является взаимодействие школы и семьи.Не секрет, что одна из основных причин школьных проблем учащихся исходит из того, как строятся взаимоотношения ребёнка с родителями, как родители поддерживают его в различных ситуациях.Отсюда и одно из направлений в моей работе с родителями- Психологическое просвещение родителей.Это я делаю на родительских собраниях, где рассказываю родителям об особенностях детей, о специфике возраста, даю рекомендации на основании полученных результатов, проводимых мной методик по адаптации, уровню мотивации, тревожности, профориентации, на практических индивидуальных консультациях с родителями, на которых родители делятся своими проблемами с детьми и мы вместе пытаемся найти выход из сложившейся ситуации. Практикую активные формы общения с родителями- деловые игры, тренинги, но в этом направлении предстоит ещё многое сделать.Сегодня очень важноне просто информировать и консультировать родителей, а помочь семье понять характер, трудности ребёнка (как в случае большого или малого внимания к ребёнку), мне это удаётся пока сделать не всегда...
    Сихварт Ольга Юрьевна, педагог-психолог МОУ СОШ № 1 г.Красный Кут.

    ОтветитьУдалить
  15. В работе с семьёй использую разнообразные направления социальной работы. На социально-педагогическом учёте различные категории семей - многодетные, малообеспеченные, неполные, опекаемые, с инвалидами.Мне очень близка позиция С.Т.Шацкого : "Чтобы работать с семьёй, надо хорошо знать её быть и особенности.Поэтому на изучение быта семьи школа должна тратить много сил..." На мой взгляд эффективность работы с семьёй во многом зависит от диагностики потребностей родителей в психолого-педагогической помощи на основании её выбираем конкретные формы, работы с родителями (по типам семей)- собрания, консультации, индивидуальная работа. Стараюсь знать как можно больше о школьниках, требующих особого внимания.Начинаю свой рабочий день с обхода по школе: выясняя кто в школе, а кого нет, какие проблемы. Очень трудно выполнить в полном объёме профессиональную задачу социального педагога- чтобы семья выполняла хотя бы минимальные требования государства по отношению к детям. Значит в центре работы- ребёнок и его семья.

    Хорошкина Лариса Валентиновна, социальный педагог МОУ СОШ № 1,г.Красный Кут.

    ОтветитьУдалить
  16. Взаимодействие семьи и школы - важная и сложная проблема в работе каждого педагога, так как семьи разные, у каждой свои проблемы и трудности.Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, коллектив учителей понял, что на каком-то этапе мы теряем тесную связь с родителями. Планируя работу с ними через родительские собрания, конференции, классные часы мы стали осознавать, что родители реже приходят в школу. Проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что основными проблемами являются устаревшие формы работы с родителями, где нет активного общения, а присутствует назидательный тон учителя, классного руководителя, администратора: сюда же следует отнести и занятость родителей. С целью благополучного разрешения данной проблемы была создана творческая группа, в которую вошли учителя и родители. На заседании было взято направление на вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-массовую, общественно-полезную и спортивно-оздоровительную деятельность. Мы начали с обновления форм педагогического сотрудничества с семьей. Предлагаю некоторые из них:
    - Час администрации "Мы рады видеть вас в школе".
    - Работа Совета школы (члены родительского комитета, члены Управляющего совета школы).
    - Педагогический практикум "В семье растет ребенок".
    - Работа телефона доверия "Родитель-Учитель".
    - Открытые уроки для родителей "Учимся вместе с детьми".
    - Лекция-семинар для родителей 5-7 классов "Знаете ли вы своего ребенка".
    Такое общение ориентированно на собственный жизненный опыт ребенка, родителей и педагогов. Наступает мгновение, когда мы оглядываемся вокруг, и сразу видим и чувствуем, как протягиваются к нам руки и летят голоса родителей с проблемами своих детей. Вопросы и сомнения, тревоги и радости в них - разные. Одно только их объединяет - уверенность, что на каждую проблему они получат ответ, совет, поддержку. Ибо за спиной учителя родители чувствуют заботу о себе, о детях. Верят, что их заботы и тревоги не безразличны нашему педагогическому коллективу.
    Болотова Ольга Вениаминовна - заместитель директора по ВР МОУ СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области.

    ОтветитьУдалить
  17. На мой взгляд,основными задачами школы и семьи на современном этапе - привитие детям личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
    Сизенко Вера Сергеевна, старшая вожатая, МОУ-сош с.Лебедевка Краснокутского района Саратовской области.

    ОтветитьУдалить
  18. Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности.

    В зависимости от места жительства различают городскую и сельскую семью.
    Особенность сельской семьи – размеренность ее жизни, подчиненной ритмам природы, тяжелые условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве. Для сельской семьи характерен жесткий контроль со стороны общества за жизнью как семьи в целом, так и каждого ее члена.
    Городская семья не однородна, она характеризуется в зависимости от концентрации населения в городе. От этнической структуры, от географического положения города, от деятельности и занятости населения.
    Довольно распространенным типом семьи является семья, состоящая из многих поколений. В такой семье ее члены живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по отцовской и материнской линиям.
    Сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений. Взрослые дети, не решив жилищных проблем, возвращаются в родительскую семью.
    Распространенной в современных условиях является семья, состоящая из мужа, жены и одного или двух детей. Функции воспитания и обучения детей берет на себя школа. В такой семье изменяются, по сравнению с традиционными, семейные роли, жена занята на производстве, хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.
    Чтобы привлечь родителей к активному участию, следует соблюдать простые правила:
    1. Уважать личное время родителей – заранее посылать приглашение.
    2. Родители должны быть уверены: вы не нарушите этикета общения и будите говорить только положительное о ребенке.
    3. Вовлекать родителей в КТД.
    4. Поддерживать постоянную, а не стихийную связь с родителями.
    5. Использовать доступный родителям материал.
    6. Обращаться к ним по имени и отчеству.
    7. Поблагодарить родителей за участие в мероприятии.

    Зам. директора по воспитательной работе: Самохина А. В.
    Воспитатель ГПД: Байманова Л.

    ОтветитьУдалить
  19. Да, действительно, семья является началом всех начал. Поэтому нам в работе с детьми необходимо опираться на родителей. Искать все возможные пути взаимодействия с родителями, стараться сделать их своими союзниками. Набирая группу продленного дня, я в первую очередь иду к родителям, стараюсь узнать больше об их детях, познакомиться с укладом и традициями семьи.
    Родители видят мою заинтересованность и охотно идут на контакт.Как только родители становятся моими союзниками, воспитательная работа с детьми имеет положительные результаты. Ребята с большим усердием выполняют домашнюю работу, принимают участие в мероприятиях, охотно мастерят различные поделки.У ребят,посещающих ГПД, повышается успеваемость и интерес к учебе. У нас в школе есть традиция в феврале и марте проводить Дни открытых дверей для родителей. Мы с ребятами к этому мероприятию готовимся с большой ответственностью, им очень интересно показать своим мамам и папам чем они занимаются в группе продленного дня, чему они научились. И мы готовим концерты, выставки поделок из различного материала, рисуем рисунки. Такая работа не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. А это значит результат обязательно будет. Взаимосвязь "учитель- ученик - родители" в работе педагога необходима.
    Воспитатель ГПД МОУ-сош с.Лебедевка Беккер Марина Геннадьевна.

    ОтветитьУдалить
  20. Семья играет важную роль в формировании личности человека.Процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей.
    В условиях преобразования общества в целом и системы образования в часности воспитательная работа с семьёй приобретает новое содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях демократизации, гласности,гуманизации значительно повышается. Однако не каждый родитель эти понимает.Причин тому много,но одна из них - отсутствие системы работы образовательных учреждений с семьями.
    Семья полноценно выполняет свои воспитательные функции лишь в том случае,если она будет представлять собой коллектив единомышленников, если будет действовать согласованно со школой в решении общих воспитательных задач.
    В решении мною этих задач большая роль отводится педагогическому всеобучу родителей,который следует направить на решение следующих задач:
    - довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;
    - сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;
    - выработать способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке её результатов.
    Обеспечивание успеха педагогического всеобуча требует большой творческой работы,комплексного решения всех проблем развития личности.
    И наши родители являются активными учасниками в решении проблем воспитательного процесса, тесно взаимодействуют с педагогами школы.
    Пергалиева Анастасия Султановна,воспитатель в ГПД МОУ СОШ с.Лепехинка,Краснокутского р-на, Саратовской обл.

    ОтветитьУдалить
  21. Семья и школа-это одно звено в большой жизненной цепи.В нашей школе найден целый комплекс своих подходов,особых "ключиков",с помощью которых мы помогаем ребенку утвердиться в коллективе,поверить в себя,избежать конфликтов в семье и в школе. Наша работа необъятна,а вопросы,которые ставит жизнь,бывают и простые и сложные,а порой и пупиковые,на которые нельзя ответить однозначно.Но несмотря на это мы в начале года настраиваем ребят на коллективное творчество с помощью "игрового" общения,обсуждение проблем у нас происходит за "круглым столом".В связи с тем,что в наше время сильно пошатнулись морально-нравственные устои,а детской психике трудно ориентироваться в море жизненных ситуаций,мы уделяем особое внимание тренингам,где раскрывается тема"Знаю ли я себя?".Здоровая психика-здоровый дух!Здоровьезбережение-ставим во главу угла .За здоровый образ жизни надо не бороться,а скорее,-прививать.Не стоит забивать умы страшной информацией,лучше попытаться "ее высмеять" в сценках,игровых диалогах.
    Вожатый МОУ оош с.Усатово Белоногова НВ

    ОтветитьУдалить
  22. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Одной из форм работы с семьей является родительское собрание. В нашей школе проводятся различные родительские собрания. В основе этого разнообразия лежит цель, которую ставит перед собой классный руководитель. Совместные дела семьи и школы – это огромное личное богатство всех детей, родителей и учителя. Многие учителя нашей школы проводят внеклассные воспитательные мероприятия, в которых активное участие принимают родители. Это совместные праздники родителей и детей в начальной школе и 5-6 классах, походы. Организуются поездки учащихся в музеи, театры, в которых принимают участие родители. Интересно, увлекательно проходит конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья». Традиционным стало празднование Дня семьи в школе. Родители оказывают помощь в организации и во время проведения вечеров, дискотек. Представители родителей входят в Управляющий совет школы. Это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. От сотрудничества родителей и педагогов зависит и престиж школы, и воспитание учащихся.

    Фокина Ольга Васильевна, заместитель директора по ВР МОУ- сош с.Логиновка Краснокутского района.

    ОтветитьУдалить
  23. Процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организацию взаимодействия с родителями. Семья, школа,детский коллектив- посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями.К сожалению, в наше время существует много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Наиболее распространенными проблемами являются: занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей; некоторые родители имеют собственные убеждения и взгляды на воспитание, отличающихся от принятых в обществе; невысокий уровень образования и культуры родителей; неудовлетворительная оценка школьного воспитания. В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе. Педагоги нашей школы в работе с родителями используют грпповые, коллективные, индивидуальные формы. Наиболее рапространенные коллективные формы: родительские собрания( классные, общешкольные), "круглые столы". родительский лекторий, встречи с учителями класса. Групповые формы: практические занятия с родителями, встречи с отцами. Индивидуальные формы: беседа, посещеня на дому, консультация. Как организовать взаимодействие с родителями?
    -через познавательную деятельность( дни открытых уроков, турнир знатаков, творческие отчеты по предметам)
    - через трудовую деятельность( оформление кабинета, трудовой десант)
    - через досуг( концерты, соревнования, праздники,поездки, походы). Одной из проблем в взаимодействии семьи и школы является то, что родители не ходят на родительские собрания. Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни.Как сделать его интересным, чтобы родители вновь хотели в следующий раз прийти на собрание? Я стараюсь и призываю всех своих классных руководителей снять собственное напряжение перед встречей с родителями; с помощью речи, интонации даю родителям почувствовать свое уважение и внимание к ним; стараюсь разговаривать с родителями спокойно и доброжелательно, очень важно чтобы все-все родители ушли с собрания с верой в своего ребенка.
    Кабдунова Кульсин Султановна, зам.директора по ВР. МОУ- СОШ с. Лепехинка, Кранокутского р-на, Саратовской обл.

    ОтветитьУдалить
  24. Готовясь к родительскому собранию, я принимаю все меры для того, чтобы оно прошло с обоюдной пользой: и для родителей, и для меня, как учителя. Как сделать так, чтобы родители были активны на родительском собрании, чтобы они захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся? С этой целью я использую разные приёмы: анкетирование, родительские сообщения, дни открытых дверей, совместные праздники для детей и родителей. На каждом родительском собрании родители желают узнать о своём ребёнке, о его учёбе, поведении. На собрании обо всём этом нельзя рассказать, да и после него уходит много времени на разговор с каждым родителем, да и последние не всегда дожидаются своей очереди. Для того чтобы донести до каждого родителя сведения об их ребёнке я завела на каждого из них дневник педагогических наблюдений. Например, русскому языку отведена отдельная страница, на которой записаны пройденные орфограммы, виды разбора. После каждой письменной работы я вношу ошибки, которые допустил ученик.
    Данный материал позволяет видеть успехи и пробелы в знаниях ученика не только учителю, но и родителям узнать об учёбе ребёнка. Перед каждым собранием на отдельном листе пишу рекомендации для родителей и оформляю карту успеха ученика, которую даю на руки родителям. Работа конечно трудоёмкая, но даёт результаты.

    Бокаенко Ирина Чеславовна, воспитатель ГПД МОУ – сош с.Логиновка Краснокутского района

    ОтветитьУдалить
  25. Педагогическое просвещение все больше перемещается в область родительских собраний непосредственно в школе. Для привлечения родителей на родительские собрания следует применять нестандартные темы их проведения.
    «Что нужно знать родителям если их ребенок пошел в 10 класс?»…
    Следует пояснить, что такое «нестандартная тематика родительских собраний».
    Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Когда-то такие темы, как «Нравственное«Нравственное воспитание детей в семье», «Физическое воспитание детей в семье» и др., были нестандартными, актуальными вызывали живой интерес родителей. Но со временем, сростом образовательного уровня родителей, с расширением коммуникативных связей, которые обеспечивают теле-радиопередачи, эти тематики для родителей перестали быть интересными, перестали их обогащать.
    Обстоятельства жизни заставляют выходить на новые темы, которые еще не освоены родителями.
    Так, например: «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Знаете ли вы своего ребенка?», «Один день жизни ребенка в семье», «Праздники в семье и семейный досуг, его организация», «О пользе и вреде музыки в семье» и др..
    Важным пунктом родительских собраний является график их проведения, в котором учитываются возможности школы и режим работы родителей, так же назначаются одни и те же дни недели и одни и те же часы. Желательно чтобы на родительские собрания приходили оба родителя. Т.к. прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно, дискуссионное обсуждение, которое при заинтересованности обоих родителей дает положительные результаты.
    Наиболее активное участие в родительских собраниях принимают классные руководители, педагог-психолог, врач, мед.сестра.
    Так же родителям необходимо предлагать для изучения в семье соответствующую педагогическую литературу, раскрывающую аспекты семейного воспитания детей. Родителям желательно знать особенности детей с отклонениями в развитии, т.к. именно они нередко являются причиной их девиантного поведения.
    Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие отношения в семье детей и родителей, существующую систему образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям сориентироваться в выборе учебного заведения.
    Продолжается процесс реформирования образования. Родителям важно быть в курсе тех изменений, которые происходят в школе.

    Бойко Татьяна Ивановна воспитатель ГПД, кл. рук. 10 класса МОУ – сош с.Логиновка Краснокутского района

    ОтветитьУдалить
  26. Согласна со всеми педагогами,давшими комментарии к стататье.Без связи школы и семьи очень тяжело осуществить учебный процесс.Если родители стоят в стороне от школы,считая,что учёба-это забота учителей,т.к.они за это получают зарплату,такие родители являются "тормозом" в развитии собственных детей.Не зря говорят:"Какие родители-такие и дети".Дети всё копируют с родителей.Если родители сотрудничают с педагогами,уважают их,зачастую и дети поступают также,и наоборот...Мы в своей школе пытаемся всячески заинтересовать родителей,чтобы встреча с учителями была для них не скучной и тяжкой,а необходимой и интересной.Я как воспитатель ГПД пытаюсь убедить родителей, что их активное участие во всех делах их детей просто необходимо. Организовываю праздники с совместным чаепитием
    ,экскурсии,вовлекаю родителей в совместную творческую деятельность.
    МОУ - сош с.Лебедёвка Воспитатель в ГПД Фимина Екатерина Борисовна

    ОтветитьУдалить
  27. Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей:
    - равенство;
    - взаимопомощь в воспитании детей;
    - этичность;
    - положительная информация о детях.
    Педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей, поэтому никто из них не в праве предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу. Отношения родителей и педагогов должны строиться на основе взаимоуважения, причём, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним, присутствующим в душе у каждого участника общения. Воспитательный процесс будет более продуктивным, когда его организаторы - учителя и родители – хорошо себе представляют, чем дети заняты во время учёбы, в свободное время, чем увлекаются, к чему стремятся, какие у них взаимоотношения друг с другом, каковы их успехи и трудности. Поэтому педагоги и родители должны регулярно обмениваться информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома.
    Особенно благоприятный отклик встречает со стороны родителей положительная информация о детях. Но, если сами родители обеспокоены поведением своего ребёнка, то педагог должен обсудить с родителями волнующие их вопросы индивидуально, стараясь изложить свои наблюдения исключительно доброжелательно. Тогда не возникнет отчуждения между педагогом и родителями.
    Не стоит забывать педагогу, что родителям не следует давать конкретные рецепты, действовать по предлагаемым алгоритмам бессмысленно, так как ситуация в каждой семье уникальна.
    Путь к сотрудничеству лежит через вовлечение родителей в проведение культурно массовых мероприятий класса и школы. Праздники, экскурсии, походы – всё это помогает созданию прочной связи: учитель – ученик – родитель.
    Морозова Елена Ивановна, замдиректора по ВР МОУ-сош с. Дьяковка.

    ОтветитьУдалить
  28. Я считаю, что семья и школа неразрывно связаны между собой,педагог несет большую ответственность за воспитанее ребенка, также как и родители ребенка, поэтому если нет сотрудничества с родителями, то воспитательный процесс будет неполным.Я как классный руководитель стараюсь проводить внеклассные мероприятия совместно с родителями, вовлекать родителей в жизнь класса.Мы ходим совместно в походы, проводим родительские собрания вместе с усащимися и многое другое.Мои родители входят в состав школьного родительского комитета.Осуществляю постояннюю связь с родителями с помощью телефона или встречи.В сельской школе считаю проще наладить отношения с родителями, так как численность населения мала и практически все очень давно знают друг друга, какая семья, ее соц.статус и т.д.
    Старшая вожатая Камкина Ольга. с.Комсомольское

    ОтветитьУдалить
  29. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.
    В общении с коллективом родителей считаю важным проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Необходимо помнить, что бесконечные нравоучения вызывают раздражение и негативную реакцию со стороны родителей. А умение терпеливо слушать, давать возможность высказаться по всем наболевшим вопросам, напротив располагают к педагогу, вызывают доверие. Важно помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Поэтому все встречи с родителями начинаю с позитива. Даже о самом непослушном, трудном ребёнке обязательно можно сказать много хорошего, того, что отличает его от других. А проблемы и недостатки рассматриваются как временные трудности, которые можно преодолеть вместе. Необходимо, чтобы родитель чувствовал, что его ребёнок любим, что судьба его не безразлична педагогу. Никогда не использую выражение «ваши дети», которое воздвигает стену между педагогом и родителями. Дети «наши», мы вместе с ними проживаем каждый день, вместе радуемся успехам. Стать одной большой семьёй – задача трудная, но выполнимая. В такой «семье» родители понимают, что без их участия учитель и ученики существовать не могут. Большую роль при привлечении родителей к участию в школьной жизни играет настрой детей, их желание проводить праздники, вечера отдыха вместе с мамой и папой. Мама не откажется от приглашения на праздник, если у ребёнка при этом горят глаза, если он своими руками изготовил оригинальное приглашение, если она понимает, что тем самым сделает своего сына или дочь немного счастливее. И ещё один очень важный момент: если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия обязательно должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы. Возникает ощущение значимости, необходимости участия в учебном и воспитательном процессе.
    Кумирова Вера Анатольевна, старшая вожатая МОУ-сош с. Дьяковка.

    ОтветитьУдалить
  30. Воспитатель ГПД может показать неоценимую помощь родителям воспитанников в поиске взаимопонимания между родителями и детьми, предупредить возможные нарушения процесса воспитания в семье, выявить мотивы плохого поведения ребенка. Воспитателю четко видно поведение ребенка во внеурочное время, пробелы семейного воспитания , где и в каких вопросах нужна психологическая помощь.
    Воспитатель ГПД МОУ сош с. Интернациональное Богачева Земфира Хамитовна
    Мы проводим с родителями занятия на следующие темы:
    1. Я и мой ребенок - поиски взаимопонимания.
    2. Тиры семейного воспитания. Возможны нарушения процесса воспитания в семье.
    3. Как развить ответственность в наших детях?
    4. Помощь родителей при выполнении ребенком домашнего задания - какой она должна быть? Пути к бесконфликтной дисциплине.
    Все эти занятия состоят из теоретической и практической частей, родители стараются сами сделать вывод.
    Проводилось анкетирование родителей. Лекция на тему: "Питание правильное - залог здоровья ученика".
    Родительские собрания, например, "Агрессивность детей".
    Провожу индивидуальные встречи, праздник семейный "Иди дорогою добра". Все мероприятия направлены на сближение школы и семьи.

    ОтветитьУдалить
  31. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребёнка в школе, когда он ещё не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
    Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребёнка.
    Насипова Надежда Асылбековна, замдиректора по ВР МОУ сош с.Интернациональное.

    ОтветитьУдалить
  32. Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования, собственно, он делает мужа и жену семьей. Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят собой и радость, и горе каждого человека, члена семьи.
    Как классный руководитель я начиная с первого собрания, стараюсь добиться максимальной посещаемости родителей. Стараюсь дать родителям понять, что их дети теперь для меня - не чужие. И я готова принять их в сердце, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы жить в школе им было интересно.
    С годами (4 года)у меня уже сложились определенные принципы. Я их тезисно довожу до родителей. Например, говорю им, что я буду:
    1. Уважать, любить и доверять детям;
    2. Обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски и решения. Обозначаю, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются наши совместные усилия.
    3.Призываю родителей к сотрудничеству и взаимопониманию.
    Очень важно настроить на плодотворную работу с семьями учащихся, быть последовательным, прислушиваться к мнению родителей, но твердо руководитель всей деятельностью этого сложного и многогранного явления, именуемого "класс".
    Биктасова Эльмира Айткалиевна, ст. вожатая МОУ сош с. Интернациональное.

    ОтветитьУдалить
  33. Взаимодействие семьи и школы одна из важных составляющих процесса обучения и воспитания. Я считаю, что это взаимодействие происходит при открытом непосредственном общении учителя, учащегося и родителя на родительском собрании, совместном мероприятии, во время индивидуальных бесед, спортивных мероприятий и т.д. Общение школьных и домашних воспитателей - вот шаг к взаимопониманию, средство обретения доверия, обмена ценностями, усвоения опыта и знаний, которые учитель и родитель предлагают друг другу. Оно выгодно обеим сторонам: учител приобретает в лице родителей добрых и надежных помощников, а родители обогащаются педагогическими идеями и методами воспитания их детей. Это общение дожно строиться на основе взаимного уважения и взаимопонимания. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя и во благо ребенка. Но это в идеале. В нашей повседневной жизни родителям катастрофически не хватает времени на общение. Они заняты работой, личными проблемами, им некогда прийти в школу. А дети и учителя ждут их, чтобы поделиться радостями и горестями, успехами и неудачами.
    Только когда родители поймут, что главной целью общения является ребенок,я думаю, будет результат.
    Бирукут Ляззят Асетовна - зам. директора по ВР МОУ СОШ с. Комсомольское.

    ОтветитьУдалить
  34. Всем известно, что задача педагогов – помочь родителям осознать ответственность за воспитание своих детей. В решении этого вопроса помогут различные формы работы с детьми.
    В нашей школе стал традиционным праздник для пап «Без хороших отцов нет хорошего воспитания», где папы, которые редко приходят на собрания, участвуют с удовольствием в конкурсах, делятся жизненным опытом, вспоминают своё детство. Ребята готовят концерт, памятные сувениры, а ещё переживают за своих отцов.
    Совсем недавно мы отмечали юбилей школы. Для участия привлекли родителей, которые принесли фотографии минувших дней, вспомнили учителей, работавших в нашей школе. Родителям понравилось помогать детям, учителям, они даже стали инициаторами по оформлению школы к праздничному юбилею. Думаю, что такие совместные дела помогают даже в формировании внутрисемейных отношений.
    Железнова Оксана Николаевна. МОУ- ООШ с. Чкалово 12.12.09.
    Краснокутский район


    С родителями нас объединяет стремление работать творчески, с полной отдачей. Одно из мероприятий, которое сплотило нас ещё больше - это семейный праздник «Дружная семья». Обычно мы проводим его между Днём защитников Отечества и Международным женским днём. В этот день приходят все родители: и мамы и папы. Родители принимают участие в конкурсах, художественных номерах, представляют своё любимое домашнее блюдо, рассказывают о семейных традициях, приносят семейные альбомы, организуется выставка поделок «Мир увлечений семьи», конкурс рисунков «Я и моя семья». Таким образом, устанавливаются тёплые взаимоотношения, родители перестают бояться школы, идёт процесс постепенного формирования в потребности проведения совместного досуга детей, родителей и школы.
    Бессонова Елена Владимировна, МОУ оош с. Чкалово Краснокутского района. 12.12.09 г.

    ОтветитьУдалить
  35. Как известно.родители- главные воспитатели ребенка.Если,разумеется,это настоящие,заботливые,вдумчивые родители.К сожелению,многие из них не вполне соответствуют этим требованиям.Вот почему необходимо тесное сотрудничество классного руководителя,воспитателя группы продленного дня с родителями учеников Как воспитатель я советаю родителям совместное чтение художественной, фольклорной, исторической,фантастической литературы с детьми.Создание атмосферы способствует общению друг с другом.А с детьми беседую на тему заботливое отношение к родителям- признак высокой культуры человека.Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.Не вступайте в пререкания со взрослыми.
    Людмила Викторовна Братановская - воспитатель ГПД МОУ -сош с. Комсомольское

    ОтветитьУдалить
  36. Взаимодействие семьи и школы важно на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребенка в школе. Так как группу продленного дня посещают в основном дети из начальных классов, я стараюсь наладить дружеские, партнерские отношения с семьями учащихся, воспитывать у родителей и детей интерес к совместному проведению досуга, узнать больше об отношениях в семье и сплотить родителей и детей. Для этого я провожу следующие мероприятия: «День семьи», «Папа, мама я читающая семья», «День именинников». Родительские собрания: «Педагогика понимания», «Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка».

    МОУ-сош с.Кирово, Краснокутского района. Воспитатель ГПД Шандыбина Людмила Валентиновна

    ОтветитьУдалить
  37. Школа и семья- это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. между тем, к сожалению, взаимоотношения школы и семьи, родителей и учителей пока еще не всегда являются вполне нормальными, а их действия согласованными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Очень точно это подметила Э. Нийт в своем стихотворении:
    Этот хлеб недопеченный,
    Недоваренную кашу
    Недоделки кухни нашей
    Отдаем на кухню вашу.
    Педагоги, как истинные мастера своего дела, исправляют "недоделки" родительской кухни, вовлекая их самих же в воспитательный процесс.
    Родители наших учеников занимают особое место в общей воспитательной системе. Одни заняты организаторской деятельностью: ведут кружки, клубы выходного дня; другие вместе с детьми участвуют в подготовке и проведении КТД; третьи входят в состав различных советов. Они- обязательные участники во всех проблемах школьного и семейного воспитания
    Рожкова Т.А зам. дир по ВР МОУ сош.с.Кирово

    ОтветитьУдалить
  38. Пока ребенок маленький, взрослым кажется, что все определяет семья, ее ценности, но вот ребенок подрастает, и родители не в силах повлиять на множество его отношений с другими людьми.
    Вступая на путь взаимодействия с современными родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Взаимодействие семьи и школы0 комплексная педагогическая проблема.
    Мною как классным руководителем проводится большая работа в этом направлении. Проводимые совместные классные часы и встечи с родителями и детьми приносят большой результат.
    Белан С.А. МОУ сош. с. Кирово кл.рук. 9 класса

    ОтветитьУдалить